5 Февраля 2013
«Гоголь-центр» начал отсчет с нуля
«Гоголь-центр» начал отсчет с нуля, а точнее со спектакля-открытия «00:00», который показали в минувший weekend. В названии зашифровали и псевдоним Гоголя (четыре буквы «О»), и время отправления нового (театрального) «состава» с новой (культурной) «платформы». У театра на задворках Курского вокзала нарисовалась ясная перспектива и четкий стратегический план, расписанный до 2015 года. Он должен стать не просто центром арт-квартала, куда войдут «Винзавод», Artplay, Gazgolder и кинотеатр «35 мм», а «эпицентром» современного искусства.
На «перезагрузку» Театра Гоголя Департамент культуры и лично Сергей Капков возлагает большие надежды. От творческого и менеджерского успеха этой затеи, которая вызвала волну протестных движений, будет зависеть дальнейшая политика в отношении театров. Кроме многочисленных сторонников и поклонников, у Кирилла Серебренникова есть и недоброжелатели, которые поносят его как идеологического врага. И, в общем, не удивительно, что открытие «Гоголь-центра» с нетерпением ждала вся театральная общественность, и по ту, и по другую сторону баррикад. На случай провокаций вечером 2 и 3 февраля у входа дежурила охрана.
По словам Кирилла Серебренникова, «открыться решили несмотря ни на что» — закрыв глаза на анонимные угрозы и горящие сроки. Даже последние репетиции шли под звуки ремонтных работ. И камеры, приехав еще до сбора гостей, застали рабочих за делом. Кто-то спешно белил потолок, а кто-то тянул провода. Мешки со строительным мусором выносили буквально перед открытием. Но в итоге все приглашенные на новоселье Кирилла Серебренникова — светская тусовка и театральный бомонд во главе с Александром Калягиным и Вячеславом Полуниным, Олегом Табаковым и Сергеем Капковым — остались под впечатлением. Место под новую культурную площадку расчистили основательно, камня на камне не оставив от бывшего Театра Гоголя. В фойе сломали все перегородки и стенки, в пять раз увеличив зрительскую зону, а залу вернули исторический облик железнодорожного депо. Даже проложили рельсы по всей длине и запустили по ним дрезину. У зала-трансформера теперь — неограниченные возможности.
За пару месяцев успели сделать только косметический ремонт, поэтому «поначалу зрители увидят промежуточный вариант оформления», пояснил Серебренников. Однако стиль «industrial» — с обнаженной кирпичной кладкой начала прошлого века — сохранится. Со стен сняли несколько слоев штукатурки и оставили, как есть, местами освежив белой краской. «Голый театр. Мы с него срезали все облицовочки, красочки, наслоения, все это потерли шкурочкой… Белое, серое, кирпич и дерево — это четыре основные фактуры», — рассказала главный художник «Гоголь-центра» Вера Мартынова. Ее стараниями в фойе возникли и вырезанные из зеркал силуэты легендарных режиссеров-экспериментаторов, -реформаторов, -революционеров, от Всеволода Мейерхольда до Юрия Любимова. Опознать их можно по нарисованным лицам и именным цитатам на стене. Слова, под которыми резиденты «Гоголь-центра» готовы подписаться, обрамлены, как реплики на страницах комиксов, и подсвечены неоном. «Надо бороться, вот что бы то ни стало. Вперед, вперед, вперед!»
В фойе появился буфет, одновременно служебный и зрительский: перекусить, отдохнуть и просто поболтать здесь смогут все: и свои, и «по билетам». Кстати, режим работы «Гоголь-центра» к этому располагает: открываться он будет в 12 часов (в дневное время будет работать книжный магазин «Фаланстер» и театральная медиатека), а закрываться, когда последний зритель, наконец, покинет помещение. Гнать никого не будут, наоборот, придумают массу поводов задержаться и даже засидеться, например, на собрании дискуссионного клуба. Кроме спектаклей, в планах у «Гоголь-центра» — презентации книжных новинок, лекции и «другое кино». Это и старые фильмы, и современные, в том числе фестивальное картины, которые не попадают в прокат. Оказалось, что получить права на один-два показа в театре достаточно просто. Кроме того, «Гоголь-центр» станет концертной площадкой. На открытии играла группа Pianoboy и «Хоронько Оркестр», а на горизонте — «Левый концерт» «Седьмой студии», Псой Короленко и ударно-духовой бэнд «Опа!», концерт Трипандва, питерского дуэта с «ванильными» голосами и скрытым подвохом. И все это — Гоголь-Музыка.
Ну, а Гоголь-Театр «встал на рельсы» со спектаклем «00:00», разбитого на четыре части: «Ночь», «Утро», «День» и «Вечер». Сутки поделили между собой резиденты «Гоголь центра» — «Диалог Данс», «Седьмая студия», «SaunDrama» — и старая гвардия Театра-Гоголя, в том числе Светлана Брагарник, Олег Гущин, Александр Мезенцев, Ольга Науменко и Майя Ивашкевич. Для них драматург Люба Стрижак написала почти документальный текст, основанный на их собственных воспоминаниях. О своих потерях и приобретениях, об отношениях с любимыми людьми и временем, которое само расставляет акценты — и все это на крупных планах, которые транслировались на большой экран и смотрелись как старое, черно-белое кино. Стильно и строго. Но трогательности этой истории было не занимать. Сложенная, как коллаж, из монологов без начала и конца, она подбила итог притчей о Кельнском соборе. Когда на стройке трех человек спросили, что они делают, один ответил: «Таскаю камни», — другой: «Зарабатываю на хлеб», — а третий: «Строю Кельнский собор». И есть надежда, что все, кто вошел в состав «Гоголь-центра», выберут третий вариант, не отделяя работу от искусства.
В гала-представлении «00:00», вообще, заложено много надежды и оптимизма. Молодой энергии и драйва тоже немало. Каждое выступление — как визитная карточка, как творческая заявка и старт к новым рубежам. По этому случаю «Седьмая студия» Серебренникова запустила белых голубей и подняла над рельсами огромный белый шар, а Soundrama исполнила на этих рельсах, проложенных через весь зал, финальную коду. Из чехлов для музыкальных инструментов они вдруг достали молотки и стали отбивать сумасшедшие индустриальные ритмы. На этой ударной ноте был сломан тупик, которым обрывалось железнодорожное полотно, и Мария Ивашкевич, старейшая актриса Театра Гоголя, объявила «Гоголь-центр» открытым. В этот торжественный момент часы на заднике сцены начали отсчет — 00:00:01, 00:00:02, 00:00:03 — а гости и артисты дружно аплодировали каждой новой секунде.